Атомный ледокол «Ленин»
Вернувшись с удачной «фотоохоты за китами», мы сдали один автомобиль и стали думать чем занять время до самолёта. Мест раннее не посещённых было мало и, как не странно, среди них атомный ледокол «Ленин». Немного забегая вперёд, скажу,что ледокол оказался Атомным именно с большой буквы, а не только по типу силовой установки.
Началась экскурсия с небольшого, но очень удачного недоразумения. Когда мы неспешно подошли к месту стоянки ледокола, какой-то человек, стоящий у трапа, вдруг начал энергично жестикулировать и говорить: «Бегом, бегом, опаздываете, вас уже ждут!». Мы не стали возражать и мгновенно оказались на борту. Познакомились с экскурсоводом,и экскурсия началась. Где-то к середине выяснилось, что ждали кого-то другого, и этот кто-то сильно опоздал и теперь стоит на причале никем не встреченный. На что наш экскурсовод резонно заметил: «Нефиг опаздывать».
Не хочу подробно расписывать технические характеристики судна, этого добра в интернете и так навалом. Постараюсь остановиться на своих мыслях и впечатлениях, а там уж как получится.
Первое что испытываешь, глядя на судно — гордость. За страну в которой вырос, за Советскую конструкторскую мысль, за Советских людей, реализовавший этот грандиозный проект.
Создание атомного ледокола «Ленин» можно сравнить с первым полетом человека в космос. Кораблей такого класса просто не существовало, как не существовало и опыта постройки подобных судов. Многие технические решения разрабатывали с нуля. И можно с уверенностью сказать, что со своей задачей советские конструкторы справились блестяще. Количество поломок по причине неудачной конструкции какого либо узла и последующих переделок весьма невелико. В итоге ледокол прослужил верой и правдой 30 лет, на пять лет превысив расчетный срок эксплуатации.
Построено судно за очень короткий срок — строительство велось с 25 августа 1956 года по 5 декабря 1957 года. То есть, от закладки на Ленинградском судостроительном заводе им. А. Марти до спуска на воду прошло менее полутора лет. Причем строительство велось под открытым небом, поскольку судно такого масштаба не вмещал ни один из существующих цехов. Спусковые дорожки стапеля тоже оказались слишком короткими для такого гиганта и чтобы при сходе с них корпус не «зарылся» в дно Невы, спуск производился при помощи специальных понтонов.
Оснащение ледокола для того времени тоже было космическим. Прекрасная, полностью автоматизированная столовая, в которой можно накормить более ста человек за один заход. Она легко трансформировалась в кают-компанию рядового состава или кинотеатр.
Медсанчасть ледокола имела все необходимое оборудование для поддержания здоровья экипажа во имя длительных переходов: операционная, ренген, стоматологический кабинет, ингаляционная, лаборатории и т.д. Высокий уровень оснащения, позволявшего делать довольно сложные операции
Далеко не все крупные больницы имели такой уровень оснащения, позволявшего делать довольно сложные операции. Бывали случаи, когда в отдаленных районах на борт судна вертолетом доставляли больных, которым в местных лечебных учреждениях помочь ничем не могли.
Удобству и качеству жизни экипажа было уделено особое внимание — на борту имелись сапожная́ и портновская мастерские, парикмахерская, библиотека с читальным залом, курительный салон, две офицерские кают-компании, кинозал/кают-компания для рядового состава и прочие необходимые для повседневной жизни учреждения и помещения.
Рядовой состав размещался в просторных, комфортабельных, одноместных или двухместных кубриках. Офицеры жили в отдельных каютах. Каюта главного механика впечатляет своей роскошью даже сейчас. По сути, это малогабаритная двухкомнатная квартира (справа виден проход в спальню). В этом плане атомный ледокол «Ленин» мог конкурировать с круизным лайнером.
Не забыли и об официальных мероприятиях. Под ходовым мостиком расположился оборудованный по последнему слову техники конференц-зал, в который ведёт с главной палубы парадная лестница.
Рядом с лестницей расположено великолепное панно с картой северного морского пути.
В самом конференц-зале есть не менее прекрасное панно с основными вехами освоения Севера.
При входе в офицерскую кают компанию установлены два панно с фотографиями знаменитостей, посещавших корабль. Надо отметить, что атомный ледокол «Ленин» стал совершенно уникальным в плане открытости. В частности, во время постройки и ходовых испытаний на нем побывали премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан и вице-президент США Ричард Никсон.
В отделке судовых помещений, везде где это возможно, использовано беспрецедентное количество дерева благородных сортов (карельской березы и кавказского ореха и т.п), с элементами из меди и латуни. Что сделало интерьер ледокола не только красивым и роскошным, но и очень теплым и уютным. Немаловажный фактор в условиях крайнего севера
На палубу с виртуальным музеем ведет трап попроще и отделка коридоров тут не такая богатая.
Экспозиция виртуального музея начинается прямо в коридоре.
В музее можно увидеть на специальных экранах фотографии и 3D-модели атомных судов Советского и Российского периодов. Покрутить их на экране, посмотреть с разных ракурсов. Почитать характеристики и краткие описания.
Трапы на нижних палубах имеют совсем утилитарный вид, здесь начинается царство мирного атома и различных механизмов.
Верхняя часть реакторного отсека. Ядерного топлива, как и реакторов, на судне уже нет, так что за здоровье манекенов можно не беспокоиться.
Ядерная установка вырабатывала пар для четырех главных турбогенераторов. Они питали постоянным током три гребных электродвигателя, которые приводили в действие три огромных гребных винта. «Съедая» всего 45 граммов ядерного топлива, силовая установка «Ленина» развивала 32,4 мегавата (44 тысячи лошадиных сил).
С одной из турбин для наглядности снят кожух.
Огромные генераторы.
Управление подачей пара.
Аккумуляторы тоже впечатляют размером
«Мозг» ледокола — пост энергетики и живучести (ПЭЖ). Для того времени — космический уровень технологий. Отсюда осуществлялись: управление реакторами, управление балластными цистернами, системами электродвижения и многим другим. Здесь же располагался пост радиационной безопасности (всего на судне 300 точек контроля).
Последнее место по ходу экскурсии, но не последнее по популярности-ходовая рубка. Несмотря на толщину стекол, обзор прекрасный. Ни искажений, ни потерь в светопередаче.
Устройства управления продублированы по всей рубке. А машинных телеграфов целых три.
Отсюда управляли «голосом» ледокола.
На таком гиганте множество точек внутренней связи.
Здесь же находится радиорубка. Теперь сюда приезжают радиолюбители, которые используют радиостанцию судна, чтобы устраивать сеансы радиосвязи. Атомный ледокол «Ленин» по прежнему общается со всем миром.
Аппаратура ЗАС. До чего же это устройство похоже на «Энигму».
Было искренне жаль сходить на берег. Очень хотелось и дальше побродить по этому замечательному судну. Но экскурсия закончилась, последний взгляд с причала и домой.
После введения в строй атомного ледокола «Ленин», сроки навигации в западном районе Арктики были увеличены с 3 до 11 месяцев. Ледокол успешно работал более 30 лет, на 5 лет превысив расчетный срок эксплуатации. За эти годы он прошел более 654 тысяч морских миль (из них 563,6 тысяч во льдах ), провел через льды Арктики 3741 судно. Атомный ледокол «Ленин» стал первым судном, которое находилось на непрерывной вахте в Арктике на протяжении 13 месяцев.
2015 г.
Комментарии закрыты.