Древняя земля Вятичей — (автопробег Палех-Лух-Кинешма-Плес).
Эта область была обжита финно-угорскими племенами еще до прихода славян, от них остались многочисленные названия здешних селений — Пурех, Палех, Ландех, Сезух, Лух. Лишь в VIII-IX вв. здесь появилось племя вятичей, передвинувшееся сюда с юго-запада, из района нынешнего Воронежа. Кроме плодородных земель и богатых зверем лесов, здесь были покой и безопасность. Северо-Восточная Русь долгое время почти не знала вражеских нашествий, надежно закрытая непроходимыми лесными чащами, в которых с одинаковым успехом терялись и немецкие рыцари, и половецкая конница.
Жизнь здесь текла спокойно, основательно и к середине XII века Владимиро-Суздальская Русь занимала огромные пространства, объединяя восточнославянские, угро-финские, балтские земли.
Многие старинные поселения, ныне входящие в Ивановскую область, ранее относились к Владимиро-Суздальским землям. За более чем тысячу лет, что живут здесь русские люди накоплено колоссальное культурно-историческим наследие. С этой землей связана жизнь и деятельность графов Шереметевых, поэтессы М.Цветаевой, архитекторов братьев Весниных, драматурга А.Н.Островского, путешественника адмирала Г.И.Невельского, художника И.И.Левитана, певца Ф.И.Шаляпина, ученого Н.Н.Бенардоса, отца и сына Тарковских и многих других.
Тысячу лет здесь укреплялось и развивалось Православие. Двигаясь по дорогам области всегда можно видеть одновременно до трех, четырех церквей. К сожалению, в силу политических потрясений, а также запустения деревень, многие церкви сейчас полностью или частично разрушены.
День первый, точнее его вечер.
День ни чем не примечательный. Собравшись в колонну, выдвигаемся в сторону Владимира. Путь не далекий и вскоре мы заселяемся в мотель «Очаг». Отсюда, рано утром, мы должны отправиться в Палех.
Сам мотель оставил очень хорошее впечатление. Приветливый персонал, чисто, уютно, есть место где посидеть и что покушать. Рядом расположена автозаправка, что тоже удобно.
Немного посидев, теплой компанией, расходимся по номерам, подъем предстоит ранний, а время за полночь.
День второй.
Ранний подъем, быстрый завтрак и вот мы уже двигаемся в сторону Палеха. Едем не спеша, наслаждаясь погодой и пейзажами. Почти сразу, после выезда из Владимира, начинают попадаться памятники разгильдяйства и бесхозяйственности, в виде разорванных в мороз водонапорных башен. К сожалению, подобные ледяные «скульптуры», будут сопровождать нас всю последующую дорогу.
Палех
Название Палех предположительно пришло к нам от финно-угорского племени меря в IX веке, либо ранее. Первое письменное упоминание о Палехе относится к первой половине XVII века. Данные свидетельствуют, что по тем временам Палех уже был довольно большим селом.
Вся его история связана с живописью: Палех — один из старейших русских иконописных промыслов, зародившийся в ХVI-ХVII веках, и достигший расцвета к XVIII веку. Палехский стиль иконописи славиться особо тонким исполнением темперными красками с добавлением золота. К сожалению после 1917 года иконопись приходит в упадок.
В 1924 году в селе основана Артель древней живописи, которая вскоре переходит к лаковой живописи на папье-маше — шкатулках, ларцах и прочих предметах. Яркая живопись на черном фоне, является сейчас одним из самых узнаваемых русских народных промыслов.
После 1990 года, снова возрождается иконопись.
В настоящий момент Палех — посёлок городского типа, административный центр Палехского района Ивановской области, с населением 6,5 тыс. жителей.
В городе расположено множество музеев, посещение которых оставило неизгладимые впечатления. В экспозициях выставлены лаковые миниатюры, иконы, работы по росписи фарфора, эскизы стенописи, лаковые монументальные панно и другие работы великих мастеров Палеха. Описать эту красоту, не возможно, ее нужно увидеть своими глазами.
Еще одним украшением Палеха является Крестовоздвиженский храм (1762—1774 год), расписанный и богато украшенный палехскими мастерами.
Покидаем село полные впечатлений, и движемся к следующему пункту нашего автопробега.
Лух
Название поселка, так же явно оставлено нам одним из исчезнувших финно-угорских племен. Первое упоминание Луха существует на карте Великого Нижегордско-Суздальского княжества, обозначенной 1342 годом, где также вблизи с Лухом значится местечко Порздня (современное село Порздни). В исторический источниках, Лух упоминается в Уставной грамоте (не позднее 1392 г.)
Основными достопримечательностями села, являются Храмы, расположенные на центральной площади города:
Троицкая церковь, с колокольней построенная на средства прихожан в 1754 году и получившая свое название от главного престола – Пресвятой Троицы. В боковых приделах престолы в честь Иоанна Златоуста и преподобного Тихона-Лухского Чудотворца;
Успенский собор, возведен на средства прихожан в 1775 году в стиле московского барокко;
Церковь Воскресения Христова — первая каменная церковь Луха, построенная в 1680 г. на средства посадского человека М.Ф.Попова.
А также Свято — Николо – Тихонов мужской монастырь, основанный в 1498 году. Изначально называвшийся Николаевским — во имя Святителя и Чудотворца Николая. И получивший название — Тихонова пустынь, после обретение нетленных мощей Тихона и канонизации его Русской Православной церковью в конце XVI века.
Следующей целью нашего путешествия, должен был стать Юрьевец, но на осмотр Палеха и Луха ушло значительно больше времени, чем рассчитывалось. Посещение Юрьевца пришлось отменить, и мы направились к месту нашей ночевки — город Кинешма.
В Кинешме, ночевали в гостинице «Русская изба», которая оставила неоднозначные впечатления. С одной стороны, довольно комфортабельные номера, с другой, неприятный запах канализации, в одном из двухкомнатных номеров. Хотя возможно, это были какие-то временные неурядицы. К тому же шум из расположенного на первом этаже ресторана, довольно сильно слышен в номерах, расположенных ближе к площади. Работает он не всю ночь, но лечь пораньше точно не получиться. Сам ресторан оставил отличное впечатление, и вкусной едой, и обслуживанием, и интерьером.
День третий.
Позавтракав, часть народа отправляется гулять по Кинешме. Времени для этого не много, но на осмотр центра города вполне достаточно. Женская часть экипажей, успевает даже по рынку пробежаться. На последок заезжаем на расположенный на окраине города мост через Волгу. С него открывается красивый вид на реку и город. Вдоволь налюбовавшись, направляемся к следующей точке на нашем маршруте.
Плес
Возникновение Плеса относится ко второй половине XII века. Небольшая крепость на северо-восточной окраине Владимиро-Суздальского княжества была основана как форпост русской колонизации волжского побережья, населенного финским племенем меря. Ближайшее мерянское городище Алабуга находилось километрах в десяти ниже по течению Волги, и некоторое время обе крепости противостояли друг другу, оспаривая господство над прилегающими землями. Вместе с Костромой, Городцом, Нижним Новгородом, Юрьевцем, Плесская крепость служила опорным пунктом Северо-Восточной Руси в борьбе с государством Великих Булгар за волжский торговый путь.
От тех времен остался только земляной вал Плесского городища XIV-XV вв., расположенный на выступе Соборной горы, возвышающейся при впадении в Волгу речки Шохонки. Отсюда открывается прекрасный вид на Волгу, оба участка волжской дуги — вверх и вниз по течению — просматриваются на много километров. Так же до наших дней сохранилась дорога, спускавшаяся из крепости к устью Шохонки, возможно в те времена здесь, находились пристань и торг. Из более поздних памятников архитектуры, на соборной горе, сохранился Успенский собор, построенный в 1699 году.
Так же интересно было посмотреть на деревянную Воскресенскую церковь (1699 г.), Троицкую церковь (1808 г.), и церковь Воскресения Христова (1817) на базарной площади.
Но самой главной целью нашего посещения Плеса, был дом-музей, великого русского художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана, открытый 25 августа 1972 года в доме, принадлежавшем до революции купцу П.Солодовникову.
Но, увы, он оказался закрыт на реставрацию. К счастью большая часть экспозиции была перенесена в музей пейзажа, расположенный в одном из первых каменных зданий в городе, построенном в конце XVIII века. Это здание — бывший особняк купца Грошева, изображенный на картине И.И.Левитана «Вечер. Золотой Плес» (1889 г.).
На первом этаже находиться музея пейзажа, представлены работы современных художников. Начинать осмотр лучше именно отсюда, и двигаться, так сказать, от малого к большому. Поскольку если сразу подняться на второй этаж и увидеть работы И.И.Левитана, А.К.Саврасова, И.И.Шишкина, П.П.Верещагина, Р.Г.Судковского и других великих художников, работы современных авторов можно уже не смотреть.
К сожалению работ самого Левитана в музее до обидного мало. Если считать, что в Плесе Левитан создал около 40 картин (а по другим сведениям около 200), то становится обидно за наши провинциальные музеи. Разве любители живописи только в Москве и крупных городах живут?! Но, к сожалению, в большинстве случаев эти музеи не имеют бюджетов позволяющих обеспечить должный уровень хранения и безопасности.
К тому моменту как мы уехали из Плеса, стало смеркаться. Быстро отыскать в придорожном лесу подходящее место, мы закончили день, вечерним банкетом, с шашлыками и другими вкусностями.
Основная программа была выполнена, оставалась только дорога домой. Которая была пройдена без происшествий и осложнений, но уже не интересно, поскольку возвращались в полной темноте…
И в заключение…
Не помню где и от кого я слышал эту фразу, или я ее где то прочитал. Но на примере этой поездки я снова убедился в ее правильности. История России – это история больших и малых городов, а история Палеха, Луха, Кинешмы и Плеса – это одна из ее живых иллюстраций.
2010 г.
Комментарии закрыты.