Кольский 2014. Мустатунтури.
«Остановитесь и склоните головы! Здесь сражались герои Рыбачьего. На склонах Мустатунтури в грозные годы Великой Отечественной Войны 1195 дней стояли насмерть войны Красной армии и флота, защищая свою Родину».
Надпись на обелиске в память о героях 104-го Печенгского Краснознаменного артиллерийского полка.
Мустатунтури (Mustatunturi — черная тундра (финский))
Хребет, отделяющий материковую часть от полуострова Средний. Относительно пологий в сторону материка и обрывистый в сторону полуострова Средний. Длина — 9 км. Высота варьируется от 262 метров у губы Малой Волоковой, до 90 метров у перешейка между материком и полуостровом Средний.
С 1920 по 1939 год, по Тартускому договору между РСФСР и Финляндией, по хребту Мустатунтури проходила государственная граница. В 1940 году, после Финской войны, согласно Московскому договору, она была передвинута западнее хребта на восемь километров.
Это был самый северный участок фронта Великой Отечественной Войны, как и Второй мировой войны в целом. И именно здесь горные егеря, герои Крита и Нарвика, любимцы фюрера и мощная ударная сила под командованием генерала Эдуарда Дитла (Дитль — в некоторых источниках), несмотря на артиллерийскую и воздушную поддержку, обломали свои зубы об мужество и стойкость Советских воинов.
Именно на этом участке фронта воины Красной армии и Флота в первые же дни войны остановили врага, и долгие 1195 дней, до окончания боевых действий в Заполярье, не давали ему продвинуться ни на шаг.
Война пришла на эти сопки 29 июня 1941 года в 04.30 утра, когда горные егеря, отлично подготовленные и оснащенные для ведения боевых действий в горной местности, имея 13-ти кратный перевес в живой силе, перешли границу СССР.
Не знаю почему, но после 1940-го года, видимо основным направлением вражеского удара считались берега Среднего и Рыбачего. Подразделения, дислоцированные на Среднем и Рыбачем ждали вражеские десанты с моря. Даже находившийся на перешейке между материком и полуостровом Средний батальон 135-го стрелкового полка с началом войны передислоцировали в Пумманки — бывшее финское поселение в одноименной бухте на берегу губы Большая Волоковая полуострова Средний. Нападение со стороны сухопутной границы явно не воспринимали всерьез.
Видимо поэтому, 1980-ти горным егерям, перешедшим границу СССР 29 июня 1941 года, на участке протяженностью пять километров, противостояло всего 150 пограничников и солдат Красной армии, то есть на каждого нашего бойца приходилось больше 13-ти вражеских солдат. Именно эти герои смогли зацепиться за вершину Мустатунтури, представляющую собой открытую гранитную площадку, не имеющую никаких укреплений. Так началась более чем трехлетняя эпопея обороны Мустатунтури.
Защитники Мустатунтури изначально оказались в невыгодных условиях. Склоны с северной стороны очень крутые и не позволяют быстро поднять на вершину людей, продовольствие и боеприпасы или эвакуировать раненых. А количество мест, где можно подняться без веревок и альпинистского снаряжения, очень ограничено. Горные егеря контролировали доминирующие над местностью высоты и простреливали местность за хребтом. На местах, удобных для подъема, устанавливали огнеметы «Abwehrflammenwerfer 42» и мины. Долина перед хребтом с нашей стороны очень быстро получила мрачное название — долина смерти.
Abwehrflammenwerfer 42 — немецкий стационарный оборонительный огнемёт образца 1942 года, был копией советского фугасного огнемёта ФОГ-1 созданного в 1941 году. В нем содержалось 30 л зажигательной смеси, которая выбрасывалась на 50 метров и поддерживалась в течении 3 секунд. Устанавливались в местах предполагаемого движение пехоты противника и приводилась в действие проволокой, за которую цеплялись вражеские солдаты.
Каждый доставленный на вершину патрон, каждый грамм продовольствия или глоток воды оплачивался кровью и жизнями. Какие либо укрепления на вершине хребта изначально отсутствовали, а доставка материалов для их возведения стоила большой крови. И все же укрепления строились из подручных материалов и материалов, доставленных через долину смерти.
Сделать что либо скрытно было очень сложно. Расстояние от наших до вражеских позиций было крайне не велико, местами не более 50 метров. Фактически на расстоянии броска гранаты. Наши бойцы видели и слышали немцев, также как и они наших бойцов. Любое замеченное движение вызывало шквальный огонь противника — наша сторона хребта буквально усеяна хвостовиками немецких минометных мин.
Индивидуальные стрелковые щитки, также как щиты огневых точек, на скорую руку сваренные из более толстого, но все равно обычного железа, не защищали от прямого попадания пуль, только от разлетающихся камней и осколков от не слишком близкого взрыва. Поэтому многие найденные нами индивидуальные стрелковые щитки имеют пробития, а более крупные щиты вообще похожи на решето.
Ландшафт со стороны наступающего противника с пологими склонами и естественными водоемами способствовал быстрому выдвижению на передовую. А проложенная во время войны немцами, Scwabenweg или Швабская дорога, проходящая вдоль всего южного подножья Мустатунтури и уходящая на Печенгу, позволяла противнику быстро доставлять подкрепления и все необходимое для ведения боевых действий или эвакуировать раненых в тыл.
Швабская дорога (немецкий — Scwabenweg) строилась во время войны с 1942 по 1944 год, немецкой военно-строительной организацией Тодта (немецкий — Organisation Todt). Протяженностью 36 километров, проложенная в условиях горного рельефа со множеством озер, она по сей день является настоящим инженерным шедевром.
За время боевых действий, беспрепятственно доставляя все необходимое, горные егеря устроились на Мустатунтури с максимальным комфортом — добротно и основательно.
Подходы к позициям перекрыли проволочными заграждениями, в некоторых местах в несколько рядов.
Пробили в скальном массиве разветвленную сеть траншей и ходов сообщения, позволявших двигаться в полный рост. Дополнительно защищенных высокими каменными брустверами и перекрытиями.
Создали множество хорошо защищенных, со скрытыми подходами, огневых точек, блиндажей и пунктов обогрева личного состава в холода.
Пробили в хребте целую сеть подземных ходов, имеющих выходы к блиндажам и огневым точкам. Оборудовали подземные бомбоубежища, полевые госпитали и казармы. В некоторых местах даже сделали паровое отопление.
Когда смотришь на эти безжизненные камни, до сих пор усыпанные осколками, с россыпями гильз, в пятнах ржавчины от неисчислимого количества металла, оставленного войной. На пробитые пулями и осколками стрелковые щитки и каски. Ощущаешь безмерную скорбь и тоску. Понимаешь, через что пришлось пройти защитникам Мустатунтури, каких нечеловеческих усилий и огромных жертв им это стоило.
Не обошлось без опасной находки. В одной из немецких траншей, рядом с пустым ящиком для мин, обнаружили неотстрелянную мину от немецкого 81-мм миномёта (8-cm Granatwerfer 34, сокр. 8-cm G.W.34).
Еще одна интересная находка — какое-то геологическое образование в граните, похожее на проведенную белой краской черту. Но это не краска, а какой то белый камень, тонкой линией тянущийся вдоль Мустатунтури, между позициями. Как будто сама северная земля очертила тот рубеж, шагнуть за который врагу было не суждено.
На полпути к вершине находится мемориал погибшим воинам и военное захоронение, которое постепенно растет — каждый год на Мустатунтури находят останки погибших защитников. А рядом построенная в 2009 году местным Управлением ФСБ России, часовня Александра Невского. Обязательно зайдите и ударьте в колокол в память о погибших.
Есть еще одно место, которое нужно обязательно посетить — Музей Обороны полуостровов Средний и Рыбачий. Его создал и уже много лет поддерживает Юрий Александрович Кобяков. Музей расположен в поселке Геологов у самого подножия Мустатунтури.
Музей совсем маленький, просто небольшой домик, в котором собраны остатки оружия и личных вещей солдат, предметы обихода, даже пивные бутылки горных егерей. Есть очень интересные образцы психологического оружия — агитационные листовки, призывающие к сдаче в плен, которые немцы сбрасывали с самолетов над нашими позициями. На стенах музея очень интересная экспозиция с детальный разбором происходивших тут событий. Есть очень интересные альбомы с фотографиями (естественно копиями) тех лет.
В 2014 году произошло событие, поразившее своей циничностью и полным неуважением к памяти о людях, насмерть стоявших на этих сопках во время войны. Чиновники Мурманской области хотели выставить на торги землю поселка Геологов, а музей закрыть. Причина проста — кому-то этот кусок земли приглянулся под строительство турбазы. Видимо в чьих-то мозгах жажда наживы перевесила всю пролитую кровь и все жизни, отданные на этих сопках.
Юрию Александровичу предложили участие в торгах на общих основания, прекрасно понимая, что он юридически не сможет этого сделать. Его организация некоммерческая и не может участвовать в торгах. Да и средств, чтобы тягаться с предпринимателями, у него нет. По сути, попытались придать этому кощунству благовидный вид.
К великому счастью огромное количество людей со всей России, для которых память о героях Великой отечественной Войны священна не только на словах, откликнулось на призыв о помощи. Было собрано огромное количество подписей на петиции в защиту музея на имя Президента. Написаны письма в различные инстанции, в том числе и в Правительство Мурманской области. В итоге музей удалось отстоять.
В 2017 году, когда мы в очередной раз посетили музей, Юрий Александрович показал нам очень любопытный экспонат. В процессе поисков новых экспонатов он отметил любопытный факт — все бочки из-под топлива, что ему попадались на позициях горных егерей, были без крышек. Это показалось странным и он начал целенаправленно искать, и в конце концов нашел — крышка от бочки с топливом с надписью Chicago&New York на внутренней стороне. По его мнению, это прямо свидетельствует о поставках американцами топлива группе войск Вермахта «Лапландия». Не удивительно, это не единственный случай, когда большой бизнес по обе стороны Атлантики торговал по обе стороны фронта.
В качестве примера можно привести доклад юридического комитета Сената США в 1974 году, о деятельности концернов «Форд» и «Дженерал моторс» во время второй мировой войны.
«Внезапное начало войны в сентябре 1939 г. привело к полному переключению заводов «Дженерал моторс» и «Форд» в странах оси на производство самолетов и грузовиков», — отмечалось в докладе — «В общей сложности дочерние предприятия «Дженерал моторс» и «Форд» построили около 90% бронированных 3-тонных грузовиков и более 70% средних и больших грузовиков Рейха.» Эти средства передвижения, в соответствии с донесениями американской разведки, служили «основой транспортной системы немецкой армии».
Американская компания по производству напитков Coca-Cola тоже вела двойную игру. Так, в 1941 году, когда в филиале компании в Германии закончился специальный сироп для приготовления Колы, специально для нацистов компания изобрела новый напиток — Фанту. И первые продажи фанты стартовали в нацисткой германии в том же 1941 году.
Этот список очень длинный, многие известные компании из стран нейтральных или находящихся в состоянии войны с нацисткой Германией тайно или явно сотрудничали с нацистами. Вполне вероятно, что какая-то топливная компания тоже решила что деньги не пахнут.
Когда покидали поселок, приехали еще две большие группы, и это порадовало. Музей Обороны полуостровов Средний и Рыбачий — не самый доступный музей. Общественный транспорт или такси сюда не привезет. А ведь любой музей живет, если в него ходят люди. И если вы когда-нибудь соберетесь на Средний и Рыбачий, обязательно посетите его, отдайте дань уважения тем, кто остановил врага и узнайте как это было и чего это стоило.
Большое спасибо и низкий поклон Юрию Александровичу Кобякову, хранящему память о павших и живых героях, совершивших великий подвиг на этих скалах.
2014 г.
Комментарии закрыты.