Кольский 2014. По дороге обратно.
- Кольский 2014. По дороге туда.
- Кольский 2014. Мустатунтури.
- Кольский 2014. Рыбачий.
- Кольский 2014. Швабская дорога.
- Кольский 2014. Сопки Териберки.
- Кольский 2014. Северные горы.
Обратный путь оказался тернист и извилист. Были запланированы еще несколько точек, в том числе Кузоменьские пески и Шаваньская плотина, плюс недельный отдых в Калевале на турбазе «Велт».
На турбазе нас ждали через два дня, и мы свернули на Умбу. С расчетом на следующий день проехать по Терскому берегу до устья Варзуги, посмотреть на Кузоменьские пески и вернуться обратно в Умбу.
И тут все пошло наперекосяк. Еще по дороге к Умбе левое переднее колесо начало «посвистывать» так громко, что стало слышно сквозь гул МТ-шной резины. Далее звук прогрессировал, и стало ясно, что кончина ступичного подшипника — дело ближайшего времени.
Чтобы сэкономить ресурс умирающего подшипника, мы вернулись на грейдер к Варзуге, проехав всего треть от запланированного пути по берегу Белого моря. В надежде, что на ровной дороге, без форсирования ручьев и рек, впадающих в море, он продержится дольше, и мы успеем посмотреть на Кузоменьские пески.
Кузоменьские пески расположены в юго-восточной части Кольского полуострова вдоль побережья Белого моря по обе стороны от устья Варзуги на протяжении 13 километров. Точное время образования не известно, но три-четыре века назад они тут уже были. Упоминание о них есть в лоции о Варзуге XVII века: «… с нижней стороны верст на десять пойдут пески, и лес будет уходить от берега дальше… А выше в десяти верстах наволок толстый, а от наволока вниз к Варзуге берега песчаны, лес от берега далеко».
Люди тоже добавили свой вклад: вырубки леса для строительсва и нужд солеварен, выпаса скота — все это дало толчёк к расширению площади песков. И к середине XIX века площадь подвижных песков увеличилась настолько, что под воздействием ветра они начали засыпать окрестные леса, реку и село Кузомень.
В настоящее время Кузоме́ньские пески́ занимают 1600 гектар, из которых 800 гектар находятся на правом берегу Варзуги. В начале XXI века власти Мурманской области начали проводить мероприятия по остановке распространения песков, но пока не преуспели.
Почти получилось. Для начала мы закопались в чудесный, тепленький сухой песочек. Яркий пример — не ленитесь «приспустить» колеса. Мы поленились, и вот результат. Не на днище конечно, но сидим.
Быстренько приподняли, подсыпали песочку, положили под колеса обломки досок, «приспустились до единички», и вот мы на свободе.
Пока проделывали эти операции, выяснили, что левое переднее колесо имеет большой люфт. Другими словами, свободно болтается на остатках ступичного подшипника. Сколько еще будет длиться агония — не понятно, но ясно, что надо возвращаться.
Пока вызволяли «Серого Кота» из песчаного плена, свободная от копания песка часть экипажа успела немного оглядеться и сделать несколько фотографий песчаных барханов и реки Варзуги.
Последний вечер на Кольском подарил красивый закат.
Кандалакшский залив — вид со смотровой площадки на шоссе Кандалакша — Умба. Последняя фотография этого путешествия, сделанная на Кольском. Впереди Карелия, внеплановый ремонт, неделя комфортного отдыха и последняя цель нашего путешествия — уникальная Шаваньская плотина.
Водосливная Шаваньская плотина — построена по проекту инженера Климента Михайловича Зубрика, в 7 км к северу от поселка Надвоицы на реке Выг. Инженер, как и строители, были заключенными 5-го (надвоицкого) отделения Белбалтлага. Введена в эксплуатацию в 1933 году. Длина плотины – 104 м, высота водослива – 13,5 м. Основной конструкционный материал — дерево. Плотина переливная, дерево постоянно смачивается водой и не гниет.
Время и «умелое» хозяйствование привели к повреждению конструкции плотины. Между навигациями 2016-2017 годов был проведен аварийный ремонт с максимальным сохранением первоначального облика плотины. О качестве ремонта можно судить по тому, что в августе того же 2017 года во время осеннего паводка, произошло разрушение тех же секций плотины, на которых был выполнен аварийный ремонт.
В 2019 году, все так же находящаяся в аварийном состоянии Шаваньская плотина, включена в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Подробнее о плотине можно прочитать здесь.
Мощь и красота этого места завораживает… Можно до бесконечности наблюдать, как безмятежная водная гладь, отражающая небо с белыми «барашками», переламывается на сливной грани плотины и падает вниз рядами белых струй, в мириадах сверкающих на солнце капель.
Хочется надеяться, что включение в единый государственный реестр объектов культурного наследия поможет сохранить это чудо инженерной мысли. И еще многие поколения смогут насладиться этим зрелищем.
2014 г.
Комментарии закрыты.