Никола-Ленивец.
Ландшафтный арт-парк Никола-Ленивец — очень интересное, атмосферное место, созданное талантливыми людьми. Однако, когда, просматривая фотоархив, я наткнулся на его фотографии, первое о чем вспомнил, о том как мы туда ехали. Это была целая эпопея с Яндекс Навигатором в роли Сусанина.
Ехали мы, ехали.
Получив адрес и немного подумав, эта хитрая программа выдала маршрут. Уверенно так выдала. Дескать: -«Будьте спокойны. Я знаю короткую дорогу!». И мы поехали. Через какое-то время стрелка указала на съезд в деревню. Раньше в Никола-Ленивец мы не ездили и спокойно последовали в указанном направлении. Вот тут все интересное и началось.
Постепенно асфальтовая дорога уступила место грунтовке, населенный пункт закончился и за бортом замелькали Российские березки. Дорога тем временем становилась все хуже и хуже, постепенно переходя в мокрую, глиняную колею. Стало ясно, что дело тут не чисто и навигатор явно перешел на темную сторону.
Мы хоть и на внедорожнике, но на шоссейных шинах по мокрой глине много не наездишь. И в тот момент, когда мы решали ехать дальше или возвращаться, волею судьбы нам был послан трактор.
Тракторист любезно остановился и со всеми подробностями рассказал нам о том, что ждет нас впереди. В целом картина была неплохая: дорога сильно хуже не станет, но прорвало дамбу и в одном месте залило участок дороги. Посмотрев на нашу машину, он бодро сказал: — «Ну на этом-то вы там точно проедете!». И потом, видимо посмотрев на наши колеса, тихо добавил: -«Должны».
В целом все так и было. Раскисший участок дороги был небольшим. Прошли его по краешку, но впечатлений была масса.
И вот стоянка арт-парка. Светит солнышко, стоят автомобили, чистенькие, сверкающие. И тут появляемся мы. Грязные, в тине, с зеркал свисают сосульки глины, куски грунта на крыше.
Прогулка по арт-парку.
Как я уже писал: удивительное, атмосферное место. На сравнительно небольшой территории находится множество арт-объектов, созданных из природных материалов. Некоторые из них самодостаточны, их можно перевезти и поставить в любое место, некоторые гармонично вписаны в ландшафт парка и являются частью пейзажа.
Арт-объекты, ставшие частью ландшафта арт-парка Никола-Ленивец, возникли благодаря фестивалю «Архстояние». С момента создания фестиваля в 2006 году, участие в фестивале приняло более 150 архитекторов, художников и просто неравнодушных людей. Они создали более 100 арт-объектов.
В большинстве своём природные материалы недолговечны и со временем разрушаются. Это делает арт-парк ещё более уникальным. Так как некоторых арт-объектов уже в ближайшем будущем не будет. Например зимних, созданных из снега и льда. Дерево и лоза держаться подольше, но тоже не вечны.
Всё это богатство форм и идей отнюдь не неприкасаемые экспонаты, подобно музейным. Есть конечно такие, которые можно только созерцать, но есть множество арт-объектов, в которые можно войти, на которых можно прокатиться и т.д.
Не знаю, жива ли еще колоннада «Граница Империи». На фотографии 2013 года видны сгнившие и упавшие колонны. На карте арт-парка ее не нашел, так что скорее всего нет.
Архстояние 2007. Граница Империи. Николай Полисский.
Колоннада «Границ Империи» растянута в двухсотметровую линию. Такие уличные колоннады встречаются в раскопанных археологами городах Малой Азии, Африки, Пальмиры и Тумагади. Их предназначение до конца не ясно, но они говорят нам о мощи существовавших империй, каждая из которых ушла, оставив лишь символы своей силы.
Так и в Никола-Ленивце на резные столбы из вязов водрузились двуглавые птицы, следящие за границей своей мифической империи. К 2013 году часть голов уже отвалилась.
Так же как и «Дрозды и муравьи». Тоже канули в лету. На современной карте парка их нет. А не хилый «замес» у них был.
Крупнейший ансамбль на территории арт-парка — «Вселенский Разум».
Архстояние 2012. Вселенский разум. Николай Полисский.
Во главе инсталляции на пьедестале располагается доминанта проекта: огромная фигура, символизирующая два полушария мозга. Сюда, как основная направляющая, ведет двойная колоннада, отсылая зрителя к образам классической сакральной архитектуры Древнего Мира. При этом каждая колонна напоминает космическую ракету. Ведь космос — это главное устремление планетарной силы и воли разума, как представлялось создателю «ноосферы» Владимиру Вернадскому.
По всей видимости так выглядит просветление разума.
За «Вселенским разумом» находится арт-поле с множеством инсталляций, с множеством двигающихся деталей. Странные фигуры побуждают сознание жонглировать возникающими в нем образами.
Одни вызывают ассоциации с вполне привычными и понятными механизмами. Другие явно не от мира сего.
Архстояние 2008. Дом над лесом. Анна Щетинина.
По мнению автора, граница там, где предел восприятия. Дом вознесен над лесом и таким образом позволяет зрителю, гостю дома, расширить границы созерцания. Сам по себе объект является типом экстремального жилища.
Самое экстремальное в этом жилище — лестница. Высота довольно приличная, лестница без перил и узкая. По мере подъёма вместе с вами может подниматься давление и/или адреналин.
Зато внутри довольно уютно. Есть столик и скамейки. И если вы захватили термос и бутерброды, можно устроить чаепитие с любованием окрестностями.
Архстояние 2009. Проект-павильон Позолоченный телец. Василий Щетинин.
Идея проекта питается с одной стороны библейским сюжетом о спасительном Ноевом ковчеге, а с другой стороны апеллирует к образу агрессивного финансового оптимизма и процветания, воплощенного в Wall Street Bull (Бык с Уалл-стрит). В современных реалиях Золотой телец стал своеобразной метафорой мирового финансово-экономического кризиса. Деревянный телец Василия Щетинина — образ, лишенный агрессии. Это символ терпения, близости к корням, сохранности и тыла. Он и корабль-ковчег, готовый спасти в годы потопа, он и смотровая башня, и кормилец, и защитник — недаром мощные позолоченные рога венчают скульптуру.
Самый мой любимый арт-объект
Архстояние 2012. Арка. Борис Бернаскони.
Архитектурно-пространственное исследование, стоит на границе леса и поля. Портал, триумфальная арка, смотровая площадка, бар, колодец. По спиральной лестнице вокруг колодца можно подняться на верхнюю обзорную площадку, где находится ворот колодца. В левой части сооружения находится другая, узкая лестница с «потайной комнаткой».
На мой взгляд, самый интересный вид открывается не со смотровой площадки арки, а из «глубин».
Это очень интересный объект. Это не только смотровая, но еще и «слуховая» площадка.
Архстояние 2006. Николино ухо. Влад Савинкин, Владимир Кузьмин.
Широкий раструб ухообразной формы с сидением в «глубине», расположенный на кромке склона. Закрытый со стороны деревни и максимально раскрытый в сторону реки и «далей».
Изолирование шумов со стороны деревни позволяет «слушать тишину».
От Николиного уха открывается прекрасный вид на излучину Угры и стоящий на ее высоком берегу футуристический маяк.
2004. Маяк. Николай Полисский.
18-метровый «Маяк» на Угре, первый долговечный арт-объект, символ арт-парка, с которого все и началось. Собран без единого гвоздя на излучине реки, которая здесь изгибается на 90 градусов.
Езжайте, не пожалеете! Можно на фестиваль или просто на выходной день. Кому что нравится.
Во время фестиваля: звук, световое шоу, выступления артистов и музыкантов — все это создает неповторимое зрелище. Но и просто приехав в любой другой день, можно получить массу удовольствия, особенно вечером, когда включается подсветка, количество посетителей значительно уменьшается. Неспешная прогулка, вдумчивое созерцание возможно будут много ценнее. Кто знает…
PS.
Описания объектов частично взяты с сайта арт-парка Никола-Ленивец. На нем так же можно узнать время работы, условия посещения и многое другое.
2013 г.